14 апреля
Министр энергетики Болат Акчулаков рассказал, какой объем нефти Казахстан может экспортировать в обход Каспийского трубопроводного консорциума, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«У нас на сегодня уже есть альтернативные пути для экспорта 16,5 млн тонн нефти», – сказал Болат Акчулаков в кулуарах мажилиса.
Данный объем нефти можно экспортировать через трубопровод «Атырау-Самара», а также в направлении Китая. «Тем не менее этого недостаточно, полные 54 млн тонн трудно распределить», – отметил он.
Между тем в ходе пленарного заседания в мажилисе депутат НПК Айкын Конуров заявил, что нынешняя экспортная модель нефти является недопустимой с точки зрения экономического суверенитета Казахстана. Уполномоченный государственный орган должен это понимать, а не выступать в роли статиста, просто озвучивающего информацию оператора КТК, считает он.
«За аварией на КТК следует видеть не просто технический инцидент, а ущербность всей структуры стратегической нефтегазовой сферы. По сути, вся она завязана в буквальном смысле «на одну трубу». Фактически порядка 80% экспорта нефти в Евросоюз, который является нашим крупнейшим рынком, осуществляется через КТК. Тем самым судьба экспортной выручки, которая обеспечивает пополнение республиканского бюджета и Национального фонда, зависит от одного трубопровода, в котором доля государства в лице нацкомпании «КазМунайГаз» составляет всего 19%», – сообщил депутат.
Напомним, оборудование морского терминала под Новороссийском, через который идет нефть Каспийского трубопроводного консорциума, пострадало в результате шторма.
КТК – крупный международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, реализованный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему поступает сырье в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, затем оно переваливается в порту близ Новороссийска. На долю казахстанских грузоотправителей приходится около 80% объема транспортировки. Мощность магистрали составляет 67 млн тонн нефти в год, а после реализации программы устранения «узких мест», рассчитанной до конца 2023 года, трубопровод сможет ежегодно принимать до 83 млн тонн.