16 сентября
Соединенные Штаты принимают активное участие в изучении способов расширения экспорта казахстанской нефти на мировые рынки в обход России. Об этом сообщил помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, передает ТАСС.
“Казахстан рассматривает возможность транспортировки нефти по Каспию через Азербайджан и Грузию на рынки во всем мире. Можно также идти в Китай, но Китай, конечно, является единым рынком для ваших энергоресурсов. Если вы отправляете их в Китай, то он просто их потребляет по той цене, которую сам определяет, а это не мировая цена. Зарабатывание денег по-умному – это транспортировка через Каспий. Мы активно вовлечены в это обсуждение”, – заявил сотрудник американского внешнеполитического ведомства. Он выступил на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США.
“Президент Казахстана <…> [Касым-Жомарт] Токаев отдал своим министрам распоряжение найти альтернативные маршруты поставки энергоресурсов за пределы страны ввиду сокращения Россией экспорта энергоресурсов через КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – прим. ТАСС)”, – сказал американский дипломат.
Отвечая на вопросы законодателей, он подтвердил, что США, в том числе американский частный сектор, ведут переговоры и с Казахстаном, и с Туркменистаном относительно возможности увеличения объемов поставок их энергоносителей на мировые рынки.
“ExxonMobil, Chevron, другие американские энергетические компании очень активно вовлечены в это обсуждение”, – подтвердил Лу.
По его словам, “трудность в том, что мы говорим о трубопроводах”.
“Не существует трубопроводов, пересекающих Каспий. Поэтому в краткосрочной перспективе, по крайней мере в случае с Казахстаном, мы говорим о баржах и танкерах применительно к транспортировке нефти. А на Каспийском море число имеющихся кораблей является ограниченным. И невозможно их создать в одночасье, их нужно строить на Каспийском море. Поэтому сейчас значительная часть дискуссии идет о том, где имеются мощности [по переброске нефти через Каспий], кто владеет этими судами, как быстро их можно задействовать, как быстро казахстанцы могут договориться с азербайджанцами о том, чтобы после того, как нефть придет в порт Баку, перегрузить ее в железнодорожные или автомобильные цистерны, или в трубопровод, чтобы доставить на рынки”, – пояснил Лу.
Иллюстративное фото из открытых источников