11 октября
Агентство Standard & Poor’s изменило рейтинг “Тенгизшевройла” (ТШО) с “ВВВ-” до “BB+”, передает LS.
В S&P пояснили, понижение в рейтинге связано с риском нарушения функционирования основного экспортного маршрута, прогноз “негативный”.
ТШО экспортирует около 95% добываемой нефти по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), и возросшие операционные риски, связанные с этим экспортным маршрутом, могут привести к ухудшению способности ТШО генерировать прибыль.
По опасениям агентства, длительные перерывы в работе КТК могут привести к снижению операционных показателей ТШО и сокращению денежных потоков. Кроме этого, независимость компании от российских экспортных маршрутов считается невозможной в ближайшее время.
“Негативный” прогноз отражает возможное понижение рейтингов ТШО в случае, если в ближайшие 12 месяцев сохраняющиеся проблемы операционного характера скажутся на способности компании экспортировать, а, значит, и добывать нефть. Это может привести к сокращению денежных потоков, приостановке проектов по расширению мощностей и постепенному снижению показателей ликвидности”, – уточнили в агентстве.
По их мнению, перебои в поставке нефти через КТК возросли на фоне российского-украинского конфликта и экономических санкций со стороны торговых партнеров России.
“Насколько мы понимаем, страны “Большой семерки” и ЕС хотят расширить уже наложенные ограничения и санкции на экспорт российской нефти, которые также затронут транспортировку и страхование нефтяных грузов из России, введя ограничения на цены на российскую нефть, но Россия, как мы видим, не желает продавать нефть по этим ценам. Это может привести к тому, что эта страна перестанет экспортировать нефть на мировые рынки и заблокирует экспорт из других стран, чтобы получить рычаги воздействия на западные страны”, – говорится в отчете агентства.
В S&P отмечают, что большинство казахстанских нефтяных компаний, включая ТШО, компанию по разработке Кашаганского месторождения и нефтепровод КТК, принадлежат западным нефтяным компаниям, таким как Exxon, Chevron, Shell и TotalEnergies. По их словам, это обстоятельство может дать России дополнительные основания для блокировки поставок нефти.
Всего с марта 2022 года произошло четыре инцидента, связанных с КТК. В результате эксперты зафиксировали понижение объемов добычи нефти в Казахстане с 87,5 млн тонн до 85,6 млн тонн.
“Мы полагаем, что Казахстану потребуются годы, чтобы построить такие альтернативные маршруты, и зависимость от России останется высокой в ближайшие три-пять лет при любом сценарии. В долгосрочной перспективе возможна частичная диверсификация за счет развития маршрутов через Каспийское море в Азербайджан, откуда нефть может поставляться по трубопроводу “Баку – Тбилиси – Джейхан” в Турцию или в порты Грузии по железной дороге. Тем не менее резервная мощность существующей наземной инфраструктуры в Азербайджане и Грузии ограничена, а инфраструктуру в Каспийском море необходимо значительно расширить. Как следствие, мы не считаем, что достижение полной диверсификации возможно в ближайшие несколько лет”, – резюмировали в агентстве.
Фото из открытых источников