15 августа
Министр энергетики Болат Акчулаков прокомментировал информацию зарубежных СМИ о том, что Казахстан планирует перенаправить часть нефти через Азербайджан, передает LS.
Ранее вышла информация, что с сентября 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год может начать экспортироваться через нефтепровод по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан.
По этому поводу Акчулаков высказался, что не думает, что Казахстан будет подписывать какое-либо соглашение о транспортировке нефти.
“Такие вопросы сегодня рассматриваются, обсуждаются где-то технически. На уровне национальных компаний, наверное, и так далее. Но речь не идет о подписании в сентябре соглашения по отгрузке нефти. Потом 1,5 млн тонн – это достаточно смешно считать, что такой объем может решить проблему с нашим экспортным направлением”, – пояснил он.
Министр напомнил, что во время остановки Каспийского трубопроводного консорциума, Казахстан возил нефть через порт Батуми, где мощность 5 млн тонн.
“Поэтому этот вопрос риторический. 1,5 млн тонн сильно не облегчают жизнь. У нас в министерстве планов по подписанию такого соглашения нет пока. Есть какие-то оценки, но я такие переговоры не вел”, – заявил Акчулаков в ходе конференции в Атырау.
Говоря о диверсификации маршрутов, министр отметил, что с расширением Тенгиза к 2024 году объем добычи вырастет на 12 млн тонн. В целом производство нефти достигнет 100 млн тонн.
“К тому времени нам понадобятся экспортные маршруты. Пока основной вариант – это КТК. Но если ситуация не наладится, нужно будет подумать об альтернативных направлениях. В любом случае перенаправление не делается за один год. Нужно создавать инфраструктуру”, – сообщил министр.
Акчулаков также прокомментировал возможность строительства четвертого НПЗ. По его словам, наиболее оптимальным вариантом является расширение Шымкентского НПЗ, так как при его проектировке закладывался объем переработки в 12 млн тонн. Также строительство нового завода с нуля слишком дорого стоит.
Тем не менее, по словам министра, сейчас данный вопрос не стоит, так как мощности трех НПЗ способны полностью обеспечивать внутреннее потребление.
“Вопрос расширения мы будем поднимать, когда вырастет потребление”, – пояснил он.
По ожиданиям Акчулакова текущие разграничения по тарифам на дизтопливо способны решить проблему оттока ГСМ.
Illustrative photo from open sources