В Атырау прошёл I-й Форум PetroLogistiсs, Rental & Transportation-2024, посвящённый актуальным вопросам логистики, аренды спецтехники и транспортировки в нефтегазовой отрасли, организованный Нефтегазовым советом Petrocouncil при поддержке АО «НК «КазМунайГаз» и Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».
Форум собрал порядка 400 представителей компаний, в том числе из Грузии, Азербайджана и России. Открывая мероприятие, вице-министр энергетики РК Ерлан АККЕНЖЕНОВ озвучил итоги 2023 года и перспективы роста транспортировки объёмов казахстанской нефти. По его словам, 95% казахстанской нефти экспортируется через Россию. Также в прошлом году Минэнерго достигло договорённости об отгрузке нефти в Германию и в направлении Баку – Тбилиси – Джейхан. В 2023 году Казахстан увеличил объёмы поставок по всем направлениям, а в этом году намерен планомерно их наращивать. К примеру, рассматривается возможность поставки сырья в Азербайджан с последующей её переработкой на группе НПЗ компании SOCAR.
Как отметил председатель Petrocouncil Асылбек ДЖАКИЕВ, большая доля контрактов на рынке логистики (это 60%) приходится на лидеров отрасли – ТШО, NCOC и КПО. Если говорить о нефти и продуктах её переработки, то только в прошлом году крупные операторы заплатили за их транспортировку более $2 млрд. Однако логистика также включает в себя транспортировку различных грузов и материалов, вплоть до широкого спектра транспортных услуг на производственных объектах. В этом направлении сумма заключённых с 2021 года контрактов составила свыше $300 млн.
«Этот рынок услуг стабильный и до 2027 года оценивается в сумму порядка $600 млн. Сюда входит в основном транспортировка железнодорожным путём, а также аренда спецтехники и других видов транспорта, – сообщил спикер. – Кроме того, с учётом развития Транскапийского маршрута ожидается увеличение перевалки грузов. Также, благодаря прогрессу в нефтегазохимии, развитие логистики, включая местное содержание, приобретёт ещё большее значение. Поэтому площадка Форума предоставляет, в частности, хорошую возможность крупным операторам поделиться своими планами, а другим участникам рынка задать им свои вопросы».
В своём выступлении заместитель председателя Правления АО «НК «КазМунайГаз» Булат ЗАКИРОВ отметил риски, возникшие из-за обмеления Каспия, в свете старта нового маршрута транспортировки нефти Тенгиз – Актау – Баку – Джейхан.
«Нам надо будет решать эту проблему: либо проводить дноуглубление, либо строить выносные причальные устройства для танкеров, либо и то, и другое», – отметил он.